Экономическая заинтересованность – основной фактор развития автомобилестроения
Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 26 июня состоялось совещание, посвященное выполнению производственных и экспортных показателей в автомобильной промышленности на текущий год, вопросам определения перспектив развития отрасли.
Автомобильная промышленность нашей страны является одной из отраслей, вносящих весомый вклад в развитие экономики. Совместно с такими ведущими компаниями мира, как "General Motors", "MAN", "Isuzu", в нашей стране производятся легковые и грузовые автомобили, пассажирские автобусы. Вместе с тем нынешнее время ставит задачи по модернизации и поэтапному развитию автомобильной промышленности, производству конкурентоспособных и экспортоориентированных автомобилей, регулярному обновлению линейки моделей.
На совещании подвергнуто критике то, что в отрасли совершенно не отвечают требованиям времени процессы локализации, экспорта автомобилей за рубеж, своевременность поставки автомобилей населению по доступным ценам. Если раньше данная отрасль экономики страны экспортировала более 100 тысяч автомобилей в год, то за последние 5 лет объемы производства и экспорта сократились. На всех уровнях управления отраслью пустили корни такие пороки, как коррупция, мошенничество, кумовство, что привело к печальным последствиям.
За истекшие два с половиной года заведено 99 уголовных дел по случаям коррупции и мошенничества при реализации автомобилей. В результате возникшей задолженности несколько предприятий акционерной компании "Узавтосаноат" завершили прошлый год с убытками. Автомобили годами продавались на экспорт по цене ниже себестоимости. В свою очередь, не проделана значимая работа по снижению себестоимости.
Ситуация с освоением изготовления запасных частей к автомобилям также в неудовлетворительном состоянии. Доля импорта комплектующих частей все еще остается высокой.
Глава нашего государства дал поручения по устранению этих недостатков, снижению себестоимости продукции в автомобилестроении, повышению уровня локализации, сокращению импорта. Отмечалась необходимость пополнения предприятий отрасли оборотным капиталом, совершенствования системы производства автомобилей, их реализации на внутреннем и внешнем рынках.
Важное значение имеет сокращение объема ущерба, возникающего в процессе расширения экспортного потенциала автомобильной промышленности. Президент нашей страны отметил необходимость разработки комплексной программы мер, предусматривающей поэтапный экспорт с прибылью до 2020 года.
Неустранение случаев коррупции при реализации автомобилей на внутреннем рынке вызывает недовольства населения. Размещение автосалонов и распределение автомобилей не отвечают требованиям жителей регионов, подчеркнул глава нашего государства. К примеру, в Кашкадарьинской области с 3-миллионным населением функционируют всего 2 автосалона, в Ташкентской области с населением 2,8 миллиона имеются 12 автосалонов. В результате граждане вынуждены искать автомобили в соседних областях.
Исходя из вышеуказанных недостатков, на совещании были даны конкретные поручения по повышению экономической заинтересованности в производстве автомобилей, налаживанию производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции, совершенствованию системы реализации.
Правительству и руководству компании "Узавтосаноат" даны поручения по дальнейшему развитию автомобильной отрасли для обретения ею достойного места на мировом рынке, с учетом нужд потребителей – по расширению производства более современных машин, привлечению в отрасль инновационных технологий и увеличению инвестиционного потока, повышению уровня кадрового потенциала, созданию новых рабочих мест.