Хозирда мазкур сайтнинг янги версияси яратилмокда

Logo

Информационное сообщение о седьмом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

9554 13 окт., 2016 Распечатать Скачать (PDF 345 Kb)


12 октября 2016 года в городе Ташкенте прошло седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, институтов гражданского общества, а также средств массовой информации.

Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса Н.Йулдошев. 

Сенаторы начали свою работу с рассмотрения вопроса "Об амнистии в связи с двадцать четвертой годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан", внесенного в верхнюю палату парламента Исполняющим обязанности Президента Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым в соответствии с пунктом 23 статьи 93 Конституции Республики Узбекистан. 

Участники заседания отметили, что принятие акта об амнистии по случаю двадцать четвертой годовщины принятия Конституции Республики Узбекистан является еще одним ярким проявлением гуманности нашего государства, в котором человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права являются высшей ценностью, сутью и содержанием проводимых демократических, общественно-политических и социально-экономических реформ. Применение акта амнистии к отдельным категориям лиц имеет большое социальное и воспитательное значение, является продолжением стратегического курса на либерализацию судебно-правовой системы. 

По данному вопросу принято постановление Сената Олий Мажлиса "Об амнистии в связи с двадцать четвертой годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан". В нем предусмотрено освобождение от наказания осужденных женщин, лиц, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, мужчин старше 60 лет, граждан иностранных государств, а также лиц, признанных в установленном законом порядке инвалидами I или II группы, граждан других категорий (с учетом предусмотренных ограничений). Также установлены категории лиц, на которые не распространяется действие постановления об амнистии. 

Определен порядок применения постановления Сената, в котором устанавливается процедура судебного рассмотрения дел и материалов в отношении лиц, подлежащих освобождению от уголовной ответственности и наказания по акту амнистии. При этом предусматривается активное участие сенаторов, депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей, города Ташкента, районов и городов в осуществлении парламентского и общественного контроля за применением постановления об амнистии, а также обеспечением прозрачности процедур его исполнения. 

Предусмотрен комплекс мероприятий, определяющих не только освобождение от ответственности или наказания определенной категории лиц, но и их лечение, трудоустройство, а также ряд других важных мер по социальной реабилитации и адаптации лиц, освобождаемых от наказания. 


Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан "О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения", внесенный в Законодательную палату Олий Мажлиса Кабинетом Министров Республики Узбекистан во исполнение Государственной программы "Год внимания и заботы о старшем поколении", инициированной Первым Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым. 

Отмечалось, что данный закон принят в целях дальнейшего совершенствования правовых основ предоставления социальных услуг, оказываемых нуждающимся категориям населения, определения общих требований и основных направлений их предоставления, а также повышения роли и ответственности государственных, негосударственных организаций и субъектов предпринимательской деятельности в данной сфере. Предусматриваются меры по усилению мониторинга и общественного контроля за исполнением требований законодательства в процессе предоставления социальных услуг. 

Закон является целостным документом, закрепившим гарантии повышения качества, уровня и эффективности предоставления социальных услуг, защиты интересов нуждающихся в них категорий населения. 

В правовом акте четко определены основные направления государственной политики в области повышения эффективности предоставления социальных услуг, обозначены категории населения, нуждающиеся в социальных услугах, критерии и порядок их выявления. 

Важное место в законе занимают формы и виды оказания социальных услуг, особенно в сферах образования, трудоустройства и здравоохранения, регулируются вопросы межведомственного взаимодействия и социального партнерства в данной области. 

С учетом правоприменительной практики и действующего законодательства четко определяются задачи, функции, права и обязанности уполномоченных органов и организаций, в том числе институтов гражданского общества, субъектов предпринимательства, по обеспечению социальной защиты уязвимых слоев населения, оказанию им услуг. 

По мнению сенаторов, реализация норм данного закона позволит сделать систему социальной защиты открытой для общественного контроля, будет служить не только упорядочению процесса оказания социальных услуг населению, но и дальнейшему улучшению социально-экономического положения граждан, повышению качества и эффективности оказываемых социальных услуг, обеспечению продолжения осуществляемой в стране огромной по масштабам сильной социальной политики. Закон одобрен сенаторами. 

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан "О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности", разработанный и внесенный в парламент Кабинетом Министров Республики Узбекистан. 

Отмечалось, что предлагаемые изменения и дополнения в действующий закон направлены на дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего деятельность профессиональных союзов, устранение устаревших норм, положений и пробелов в законе, выявленных в результате анализа практики его применения, обеспечение единообразного применения употребляемых понятий и терминов, приведение отдельных норм закона в соответствие с вновь принятыми законами и действующими нормативно-правовыми актами. С учетом современных требований определен порядок создания и функционирования профсоюзных организаций, в том числе в местах работы индивидуальных предпринимателей, а также на уровне отраслей и территорий. Усилены гарантии соблюдения трудовых прав работников, освобожденных от работы в связи с избранием на выборные должности в профсоюзных органах. Закреплены иные организационно-правовые механизмы, направленные на повышение роли профсоюзов в защите трудовых и социальных прав работников. 

По мнению членов Сената Олий Мажлиса, принятие данного закона послужит дальнейшему обеспечению гарантий свободы деятельности профессиональных союзов в социально-трудовой сфере, будет способствовать улучшению правоприменительной практики, обеспечению законности и укреплению общественного контроля в социально-трудовой сфере. Закон одобрен сенаторами. 

Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан", в соответствии с которым в ряд законодательных актов внесены изменения и дополнения, направленные на дальнейшее совершенствование действующего законодательства в общественно-политической, социально-экономической и судебно-правовой сферах. 

Так, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной поддержки и медико-социальной помощи уязвимым слоям населения" от 22 февраля 2016 года Министерство труда и социальной защиты населения преобразовано в Министерство труда, определены его основные задачи и направления деятельности. На Министерство здравоохранения, территориальные управления здравоохранения, районные и городские медицинские объединения возложены задачи по оказанию медико-социальной помощи инвалидам, в том числе детям-инвалидам, участникам войны, ветеранам, одиноким престарелым и другим уязвимым слоям населения, организации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями и развитию инклюзивного профессионального образования. На Министерство финансов и его территориальные органы возложены полномочия по осуществлению мониторинга назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи нуждающимся семьям и гражданам. Также из состава Министерства труда в ведение Министерства здравоохранения переданы дома "Мурувват" и "Саховат" для инвалидов и престарелых, Национальный центр реабилитации и протезирования инвалидов, региональные реабилитационные центры для инвалидов, санатории и пансионаты для ветеранов войны и труда, а также несколько образовательных учреждений. 

Исходя из требований принятого указа законом вносятся изменения и дополнения в ряд законодательных актов, в том числе законы "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан", "О занятости населения", "Об охране здоровья граждан", "Об органах самоуправления граждан", "О государственном пенсионном обеспечении граждан", "О гарантиях прав ребенка", "Об опеке и попечительстве", "О профилактике правонарушений", Налоговый, Трудовой кодексы. 

Как отметили представители верхней палаты парламента, внесенные изменения и дополнения будут способствовать дальнейшему совершенствованию системы оказания медико-социальной помощи инвалидам, ветеранам войны и труда, одиноким престарелым и другим уязвимым слоям населения, повышению уровня и качества их жизни, а также повышению эффективности социальной защиты населения. 

В связи с принятием Закона "О ветеринарии" в новой редакции вносятся изменения и дополнения в отдельные законодательные акты, в частности, законы "О воде и водопользовании", "Об органах самоуправления граждан", "О качестве и безопасности пищевой продукции", "О фермерском хозяйстве", "О дехканском хозяйстве", "О техническом регулировании", "Об оценке соответствия", Уголовный, Налоговый, Бюджетный кодексы, Кодекс об административной ответственности. 

Указанные изменения и дополнения послужат обеспечению единообразного применения терминов и понятий в нормах законодательства в области ветеринарии и других законодательных актов, регулирующих отношения в данной сфере. 

С учетом анализа состояния преступности, ее динамики, правоприменительной практики в Уголовный кодекс внесены изменения, направленные на дальнейшее повышение ответственности за мошенничество и угон транспортных средств. 

По мнению сенаторов, данные поправки будут способствовать усилению охраны прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечению принципа справедливости наказаний, а также повышению эффективности принимаемых мер по противодействию преступности в данных сферах. 

Также вносятся изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности, направленные на обеспечение единообразного толкования и устранение имеющихся противоречий в правоприменительной практике при квалификации правонарушений в сфере бюджетной и сметно-штатной дисциплины, а также приведение отдельных норм уголовного законодательства и законодательства об административной ответственности в соответствие с положениями Бюджетного кодекса. 

Указанные изменения направлены также на дальнейшую либерализацию и оптимизацию ответственности за нарушения бюджетной и сметно-штатной дисциплины. Так, уголовной ответственности подлежат только деяния, совершенные в данной сфере в крупном или особо крупном размере, административной ответственности подлежат деяния, совершенные в незначительном или значительном размере. 

Сенаторы отметили, что внесение данных изменений послужит дальнейшей оптимизации системы ответственности за нарушение бюджетного законодательства, укреплению бюджетной дисциплины. Закон одобрен сенаторами. 

Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан "О ратификации Конвенции Международной организации труда №87 о свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы". 

Конвенция принята на Генеральной Конференции Международной организации труда в 1948 году и предусматривает права работников и работодателей создавать организации, а также вступать в такие организации. Конвенция предусматривает право этих организаций вырабатывать свои уставы и административные регламенты, организовывать свою деятельность, утверждать и реализовывать программу действий. Провозглашается свобода от вмешательства государственных органов, ограничивающих право на объединение или препятствующих его законному осуществлению, предусматриваются меры, гарантирующие работникам и работодателям свободное осуществление права на объединение и другие права. 

Сенаторы отметили, что действующее законодательство и правоприменительная практика Республики Узбекистан полностью соответствуют положениям данной конвенции. В частности, установлены конституционные гарантии права граждан на объединение в профессиональные союзы, которые также закреплены в более чем 20 нормативно-правовых актах, в том числе в Законе Республики Узбекистан "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" и Трудовом кодексе Республики Узбекистан. 

В настоящее время интересы более 6,3 миллиона работников представляет Федерация профсоюзов Узбекистана, объединяющая 14 отраслевых, 14 территориальных, более 37 тысяч первичных профсоюзных организаций. 

По мнению сенаторов, ратификация данной конвенции послужит свидетельством приверженности Узбекистана общепризнанным нормам защиты прав человека, отраженным во Всеобщей декларации прав человека, гарантирующим право каждого человека на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профессиональные союзы и входить в профсоюзы для защиты своих интересов, а также станет важным фактором развития конструктивных отношений с международными организациями, прежде всего, с Международной организацией труда. Закон одобрен сенаторами. 

Далее сенаторы рассмотрели вопросы о внесении изменений в составы Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан. 

На пленарном заседании были рассмотрены и другие вопросы, относящиеся к компетенции Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

По всем рассмотренным вопросам приняты соответствующие постановления. 

В ходе пленарного заседания Сената было рассмотрено 10 вопросов, в том числе 4 закона, направленных на последовательное углубление демократических реформ и формирование сильного гражданского общества, их реализация послужит мощным фактором дальнейшего повышения уровня жизни населения, укрепления стабильности и благополучия в стране. 

На этом седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу. 

Информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Интерактивные услуги

Единый портал интерактивных государственных услуг