Всесторонне развитое поколение – основа великого будущего, созидательный труд народа – основа благополучной жизни, дружба и сотрудничество – гарантия процветания
Доклад Президента Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 26-летию принятия Конституции Республики Узбекистан
Дорогие соотечественники!
Уважаемые гости!
Дамы и господа!
Позвольте от всей души поздравить вас, собравшихся в этом величественном дворце, и в вашем лице весь наш народ с 26-летием принятия Конституции Республики Узбекистан и выразить вам свои самые добрые пожелания.
Наша Конституция как яркое воплощение политического и правового сознания многонационального народа Узбекистана служит прочным фундаментом построения демократического государства и гражданского общества, обретения страной достойного места на международной арене.
Действительно, пройденный нами за 26 лет непростой и вместе с тем славный путь подтверждает жизненную силу и высокий потенциал нашего Основного закона.
Стратегия действий, разработанная на основе Конституции, сегодня играет важнейшую роль в выведении страны на новый, инновационный и индустриальный уровень развития.
Постоянный диалог с народом, решение насущных проблем людей, удовлетворение их нужд и потребностей становятся главными критериями нашей деятельности.
Жизнь доказывает, что в ходе эффективной реализации начатых нами масштабных реформ значение этих вопросов возрастает.
Именно поэтому глубокое изучение и понимание Основного закона, неукоснительное соблюдение его требований – долг каждого гражданина Узбекистана.
Дорогие соотечественники!
В течение последних двух лет главной задачей для нас стало утверждение в обществе приоритета чести и достоинства человека и формирование такой системы правосудия, которая способна всегда обеспечить справедливость.
Не случайно наш великий предок Сахибкиран Амир Темур увековечил на портале дворца Оксарой изречение:"Справедливость – основа государства и деяний мудрых правителей". Эта идея не потеряла своего актуального значения и сегодня.
На прошедшем в ноябре этого года в Самарканде Азиатском форуме по правам человека известные политики, видные зарубежные ученые и эксперты дали достойную оценку проделанной нами за короткий срок работе в этом направлении. Следует отметить, что данное мероприятие еще больше повысило авторитет и престиж Узбекистана в мире. Самое важное, Азиатский форум привнес в международную практику в области прав человека такое понятие, как "самаркандский дух".
Сегодня в нашей стране многое делается для обеспечения защиты прав и свобод человека. В частности, установлена строгая ответственность за использование в качестве доказательств обвинения сведений, полученных незаконными методами.
Пользуясь возможностью, хочу еще раз подчеркнуть, что в сознании судьи должна быть только одна цель – справедливость, в устах – истина, в душе – чистота.
В этой связи особенно глубокий смысл приобретают слова нашего великого поэта и мыслителя Алишера Навои: "Люди, не творите зло, воздвигайте в своем сердце и душе народа храм правосудия и справедливости".
Когда торжествует справедливость? В том случае, когда судебные органы, судьи строго следуют принципам законности и справедливости, честно и добросовестно выполняют свои обязанности.
В последние два года в этой области приняты важные меры, в частности, по обеспечению независимости судов. Только в этом году 1 881 уголовное дело было прекращено за недостаточностью доказательств. 590 лиц оправданы, тогда как в 2016 году, обратите внимание, – всего 28, в 2017 году – 263.
Кроме того, из обвинений в отношении 5 462 лиц исключены необоснованно выдвинутые в ходе следствия составы преступлений, 2 449 лиц освобождены в зале суда.
Полностью прекращена практика повторного рассмотрения судами дел в течение многих лет.
Исходя из принципов гуманизма была внедрена совершенно новая система. В результате под поручительство Союза молодежи, махалли и комитетов женщин были освобождены от наказания 993 человека, в том числе 456 молодых людей и 113 женщин, совершивших преступления по неведению и чистосердечно раскаявшихся.
В свои семьи вернулись 3 333 лица, отбывавших наказание, в том числе 646 осужденных за участие в деятельности запрещенных организаций.
Сегодня в связи с праздником – Днем Конституции подписан Указ Президента Республики Узбекистан, в соответствии с которым помилованы 136 лиц, отбывающих в настоящее время наказание в виде лишения свободы, искренне раскаявшихся в содеянном и твердо вставших на путь исправления.
С учета сняты более 20 тысяч граждан, подозревавшихся в связях с религиозно-экстремистскими группами.
Образована Республиканская межведомственная комиссия по рассмотрению обращений граждан, которые по неведению оказались в составе запрещенных организаций, искренне раскаялись и встали на путь исправления.
На местах созданы общественные комиссии для изучения личных и профессиональных качеств кандидатов на должность судьи.
Для обеспечения справедливости, открытости и прозрачности рассмотрения дел в судах внедрена система электронного распределения дел. Отныне то, какой именно судья будет рассматривать дело, определяет электронная программа, без вмешательства человека.
В целях обеспечения открытости и законности судебно-следственной деятельности, а также сокращения издержек и бюрократической волокиты внедряются системы "электронное уголовное дело" и "дистанционный допрос".
Расширены полномочия адвокатов в обеспечении прав и свобод граждан.
Все это является результатом наших судебно-правовых реформ.
В то же время следует создать по-настоящему демократичную и прозрачную систему отбора кандидатов на должность судьи, изучения их личных и профессиональных качеств. В частности, считаю целесообразным законодательно закрепить такой порядок, когда кандидаты на должность судьи рекомендуются с учетом общественного мнения.
Необходимо внедрить систему, при которой претенденты, признанные достойными, будут проходить обучение не менее одного года и назначаться на должность уже подготовленными судьями. Для этого предлагаю организовать Высшую школу судей при Высшем судейском совете.
К сожалению, некоторые судьи все еще принимают не отвечающие принципам справедливости решения. Естественно, это подрывает доверие граждан к правосудию.
Поэтому повышать свое профессиональное мастерство и культуру, всегда руководствоваться законом, принципами справедливости и гуманизма – таковы главные задачи каждого судьи.
Каждое принимаемое судами решение должно быть прежде всего справедливым, законным и обоснованным. Только тогда люди будут твердо уверены, что в любой ситуации восторжествует справедливость.
В текущем году полностью пересмотрены задачи и полномочия органов государственной безопасности, дана объективная оценка деятельности сотрудников всех уровней.
Впервые принят Закон "О Службе государственной безопасности Республики Узбекистан", согласно которому основной задачей вновь образованной специальной службы определена надежная защита интересов государства от внутренних и внешних угроз.
В нынешнее тревожное время, когда сохраняются угрозы экстремизма и терроризма, посягательства на конституционный строй и экономику нашей страны, отважные солдаты и офицеры Службы государственной безопасности должны беспощадно бороться с любыми деструктивными силами и быть надежным щитом нашей Родины.
Как вам известно, недавно в целях проверки боевой подготовки войск Министерства обороны в городе Чирчике проводились полевые учения. Они наглядно показали, что за последние два года осуществлена огромная работа по укреплению оборонной мощи нашей страны. Мы будем продолжать эту работу на системной основе и в еще более широких масштабах.
Наряду с этим в целях обеспечения общественного порядка и безопасности наших граждан принят ряд эффективных мер по всесторонней поддержке подразделений внутренних войск и Национальной гвардии.
В результате наших усилий по охране общественного порядка и раннему предупреждению правонарушений, прежде всего с участием в этом процессе широкой общественности, достигнуто снижение преступности на 36 процентов. В 3 205 махаллях, или более 35 процентах, в этом году не было совершено ни одного преступления.
В целях укрепления достигнутых результатов эти вопросы, в том числе реализация в полном объеме проектов "Безопасный город", "Безопасная территория", и впредь останутся приоритетными для органов внутренних дел и Национальной гвардии.
Для обеспечения гарантированного нашей Конституцией права граждан на свободное передвижение устранены трудности в прописке и получении виз.
Благодаря упрощению порядка выдачи виз гражданам 39 государств, внедрения системы электронных виз в этом году нашу страну посетили почти 4 миллиона иностранных туристов.
Гражданство Республики Узбекистан получили 2 528 лиц, долгие годы проживающих в нашей стране, вносящих достойный вклад в развитие общества и мечтавших стать нашими соотечественниками.
Следует отметить, что были приняты конкретные меры по предупреждению и решительной борьбе с коррупцией, наносящей серьезный вред развитию государства и общества, подрывающей веру людей в справедливость. Об этом свидетельствует привлечение к уголовной ответственности 1 177 должностных лиц, совершивших подобные преступления.
Сколько бы ни старались правоохранительные органы, без непримиримого отношения наших граждан к этому отвратительному явлению, без действенного общественного контроля невозможно эффективно бороться с коррупцией.
Серьезная борьба с этим злом должна вестись не только правоохранительными органами, но и силами общественности в каждом коллективе. В каждом государственном учреждении должна быть собственная, внутренняя программа по противодействию коррупции, контроль за исполнением которой будет осуществлять общественность.
Как показывает мировой опыт, в парламентах многих стран, в том числе США, России, Великобритании, Болгарии, Греции, Латвии, Эстонии, действуют комиссии и комитеты по противодействию коррупции.
Учитывая эту передовую практику и исходя из требований нашей Конституции, предлагаю образовать в палатах Олий Мажлиса комитеты по противодействию коррупции. Как органы представительной власти эти комитеты должны способствовать усилению борьбы с коррупцией в государственных учреждениях всех уровней.
Еще один важный вопрос: настало время на основе гуманизма и великодушия, присущих нашему народу, усовершенствовать систему обеспечения прав лиц, отбывающих наказание.
Как известно, наша Конституция гарантирует право на образование всем гражданам. В связи с этим следовало бы внедрить в пенитенциарных учреждениях систему дистанционного образования для содействия отбывающим наказание лицам в социальной адаптации в будущем. В перспективе целесообразно также на основе международных требований пересмотреть нормы, ограничивающие избирательные права лиц, приговоренных к лишению свободы.
Уважаемые соотечественники!
Главная цель Конституции Узбекистана – создание достойных условий жизни для нашего народа.
В результате реформ растут уровень жизни и реальные доходы населения. Вместе с тем в данной сфере перед правительством и центральными экономическими ведомствами, а также хокимиятами всех уровней стоит множество задач.
Сама жизнь подтверждает, что эффективнее всего развитие страны и рост благосостояния населения обеспечиваются за счет поддержки предпринимательства.
В нашей Конституции закреплены гарантии свободы экономической деятельности, предпринимательства, равноправия и правовой защиты всех форм собственности.Однако высокий уровень государственного присутствия в экономике, бюрократия, наличие проблем в налоговой и таможенной сферах, банковской системе препятствуют росту внутренних инвестиций и более широкому привлечению иностранного капитала.
Как говорил известный китайский философ Сунь Цзы: "Взимание непомерных налогов – это путь, ведущий к злоупотреблениям, обогащению врага, кризису государства".
Долгие годы высокие налоги создавали условия для роста доли "теневого сектора" в экономике.
С учетом сложившейся ситуации мы в целях ускоренного развития экономики и повышения инвестиционной привлекательности нашей страны приняли Концепцию совершенствования налоговой политики. Проделана большая работа по ее подготовке. Проект концепции прошел широкое и всестороннее общественное обсуждение в стране с участием бизнес-сообщества, международных финансовых институтов, авторитетных экспертов.
На основе данной Концепции в налоговой политике государства осуществляются важные изменения. Вместо действовавшей до сих пор максимальной ставки подоходного налога в 22,5 процента введена ставка налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов, отменены 8-процентные страховые отчисления.
Высокая ставка единого социального платежа, который тяжким бременем ложился на бизнес, уменьшена с 25 до 12 процентов.
Отменены обязательные отчисления в размере 3,2 процента во Внебюджетный пенсионный фонд, целевые дорожный и образовательный фонды.
Пересмотрены ставки таможенных платежей и снижен размер пошлин почти на 3500 видов товаров, снижены ставки акцизного налога на товары около 800 наименований.
Не будут облагаться государственной пошлиной сырье, оборудование и техника, не выпускающиеся в Узбекистане и ввозимые для организации производства.
Отменены плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Упрощены требования для получения 138 видов лицензий и документов разрешительного характера, 42 из них полностью отменены.
В целях устранения препятствий и барьеров, проявлений коррупции при выделении земельных участков для предпринимательской деятельности внедрен порядок приобретения их через электронный аукцион.
Установлен строгий запрет на изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд, снос недвижимости до тех пор, пока собственнику не будет возмещен ущерб.
Гарантирован порядок полного возмещения имущественного ущерба, нанесенного инвесторам и предпринимателям.
Предусматривается также освобождение со следующего года предпринимателей от уплаты налога на прибыль и единого налогового платежа при экспорте продукции, работ и услуг.
Продолжается целенаправленная работа по ускоренному развитию туризма, дальнейшему повышению качества оказываемых в сфере услуг, эффективному использованию туристического потенциала регионов и созданию рабочих мест, формированию новых национальных туристических продуктов.
На развитие гостиничной инфраструктуры, сферы досуга и других направлений, связанных с туризмом, будет выделено 2 триллиона 300 миллиардов сумов, что позволит создать тысячи новых рабочих мест.
Кроме того, принимаются меры по строительству в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Хиве и других городах отелей всемирно известных гостиничных брендов.
Мы и в следующем году продолжим работу по всесторонней поддержке активного предпринимательства, созданию широких возможностей для инвесторов, снижению уровня инфляции.
В частности, для сохранения уровня инфляции в пределах прогнозных показателей планируется принятие следующих мер.
Во-первых, мы должны пересмотреть практику выделения льготных кредитов крупным государственным предприятиям, показывающим низкую эффективность и не способным создать достаточное количество новых рабочих мест. В 2019 году мы должны действовать особенно обдуманно при выдаче кредитов, чтобы не допустить роста расходов бюджета и средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан.
Во-вторых, для обеспечения стабильности национальной валюты и экономики необходимо внедрить современные инструменты регулирования денежно-кредитной политики.
В-третьих, мы должны всесторонне поддерживать производителей основных видов продуктов питания и других потребительских товаров и обеспечить посредством этого стабильность цен. Особое внимание будет уделено реформам в сфере сельского хозяйства.
В-четвертых, требуется коренным образом пересмотреть механизмы формирования цен на товары стратегического значения и создать свободную конкурентную среду путем внедрения порядка их реализации исключительно через биржевые торги.
В-пятых, чтобы повысить социальную защищенность уязвимых слоев населения, нам необходимо принять меры по компенсации государством части платежей за потребление электроэнергии, природного газа и коммунальные услуги.
В-шестых, следует внедрить гибкие механизмы упорядочения тарифов по импорту потребительских товаров, не производящихся в нашей стране.
В-седьмых, для комплексного развития 27 городов и районов республики, находящихся в сложной экономической ситуации, крупные инвестиционные проекты необходимо осуществлять в первую очередь в данных регионах.
Нужно открыто признать: если мы хотим построить в нашей стране стабильную экономику, жить так же богато и благополучно, как развитые государства, то, как бы трудно и сложно это ни было, обязаны внедрять механизмы настоящей рыночной экономики, и делать это не формально, кое-как, а глубоко продуманно.
Это – единственно верный путь. Это – требование нашего Основного закона. Альтернативы этому нет. Мы решительно продолжим начатые реформы, и они обязательно дадут положительный результат.
Впереди у нас непростой путь, но государство примет все меры, чтобы облегчить заботы людей.
Уверен, что наш трудолюбивый, предприимчивый народ, которому по плечу самые сложные задачи, способен эффективно трудиться и жить достойно в условиях рыночной экономики.
Дорогие друзья!
Как вы знаете, в нынешнем году численность населения нашей страны превысила 33 миллиона человек. Конечно, это немалая цифра.
Мы должны гарантировать реализацию социальных прав наших граждан, в частности, достойные условия жизни, обучение и профессиональную подготовку молодежи, обеспечение ее работой и жильем.
В Конституции страны закреплено право каждого человека на квалифицированное медицинское обслуживание. Практическое воплощение этого важного положения является гарантией сохранения генофонда нации, развития государства и общества.
В результате широких, комплексных реформ средняя продолжительность жизни в стране увеличилась с 67 лет в 1990 году до 74 лет в 2017 году. Детская смертность сократилась в 3 раза. Мы должны стремиться к дальнейшему улучшению этих показателей.
В нашей стране принимаются важные практические программы, нацеленные на укрепление здоровья населения.
Так, буквально на днях согласно Указу Президента Республики Узбекистан была принята Концепция развития системы здравоохранения в 2019-2025 годах.
В соответствии с требованиями времени многое делается для развития частных медицинских учреждений. Только в 2018 году в республике их создано свыше 400.
Как говорится, ребенок воспитывается с рождения. Поэтому реформировать сферу образования и воспитания мы начали с самого первого звена – дошкольного образования.
Для сравнения хочу привести один пример: за последние два года число детских садов в стране увеличилось на 1 400 и достигло в настоящее время 6 367.
Количество созданных на основе государственно-частного партнерства детских садов за последний год удвоилось, сегодня их насчитывается уже 568. Начата практическая работа по организации еще 1 тысячи таких дошкольных учреждений.
В нынешнем году осуществлена значительная работа по реформированию системы народного образования, улучшению условий труда педагогов. Поэтапно растет заработная плата учителей, внедряются новые механизмы стимулирования их труда.
Большие реформы произошли и в следующем звене системы – высшем образовании.
За последние два года в стране создано 5 новых вузов и 12 филиалов престижных зарубежных высших учебных заведений.
Как вам известно, в целях подготовки и повышения квалификации в ведущих зарубежных образовательных центрах кадров, необходимых для развития страны, создан фонд "Эл-юрт умиди" ("Надежда страны и народа").
Надо признать, мы вынуждены готовить инициативные, талантливые молодые кадры по самым востребованным в стране направлениям за рубежом, в развитых странах. Поэтому Министерству высшего и среднего специального образования, вузам, научным центрам Узбекистана необходимо эффективно работать в тесном взаимодействии с фондом "Эл-юрт умиди".
Исходя из задач, поставленных в Стратегии действий, а также предложений граждан, поступивших в ходе диалога с народом, в социальной сфере нам предстоит решить следующие важнейшие вопросы.
Во-первых, необходимо обеспечить соответствие модели социальной защиты, действующей в Узбекистане, общепризнанным международным стандартам и современным требованиям.
Следует отметить, что в нашей стране уделяется особое внимание поддержке лиц с инвалидностью, потерявших кормильца, социально уязвимых и малообеспеченных семей, в частности, обеспечению их доступным жильем. Только в этом году доступное жилье получили более 21 500 семей.
Наряду с этим в текущем году лица с инвалидностью были обеспечены почти 30,5 тысячи протезно-ортопедических изделий и средств реабилитации на общую сумму 3,6 миллиарда сумов. 16 тысяч инвалидов прошли лечение в реабилитационных центрах, на что было направлено почти 17 миллиардов сумов.
Несомненно, мы и далее на системной основе продолжим эту благородную работу.
Одним из самых актуальных остается вопрос реализации гарантированного нашей Конституцией важного социального права на пенсионное обеспечение. В частности, начиная с 2019 года предельный размер пенсионных выплат будет увеличен с 8 до 10 минимальных размеров заработной платы и работающим пенсионерам пенсия будет выплачиваться в полном объеме.
Во-вторых, следует усилить социальную поддержку медицинских работников, создать им достойные условия труда и усовершенствовать систему его стимулирования.
Думаю, нет необходимости лишний раз говорить о том, насколько сложна профессия врача, какого кропотливого труда, силы воли и стойкости она требует. Однако возникает вопрос: создали ли мы соответствующие условия для медицинских работников? Отвечают ли оплата и условия их труда его сложности и ответственности? К сожалению, нет.
С 1 декабря этого года мы повысили размер их заработной платы, и это только первый шаг. Мы и впредь будем всемерно поддерживать медицинских работников – представителей самой благородной профессии.
В будущем в целях оказания населению гарантированных медицинских услуг мы должны внедрить систему обязательного медицинского страхования.
В-третьих, необходимо с учетом передового зарубежного опыта пересмотреть образовательные стандарты и методики обучения в сфере народного образования с точки зрения выявления индивидуальных способностей учащихся.
Сделав все возможное для реализации талантов и потенциала наших детей с самого раннего возраста, приложив все усилия для их гармоничного развития, мы воспитаем еще много таких великих личностей, как Беруни, Ибн Сино, Улугбек. Я полностью в этом уверен.
В-четвертых, во многих случаях профессиональные колледжи, к сожалению, превратились в учреждения для выдачи дипломов по невостребованным профессиям.
В ходе поездок в регионы страны я стараюсь как можно больше беседовать с людьми. Вы удивитесь, но на местах не хватает квалифицированных трактористов, механизаторов. Сложно найти знающих свое дело землеустроителя или водника. Выпускников колледжей зачастую приходится заново обучать нужным профессиям.
Так где же профессиональное обучение? Почему не изучается рынок труда? К сожалению, никто всерьез до сих пор не задался этими вопросами.
Министерству высшего и среднего специального образования необходимо совместно с Министерством занятости и трудовых отношений принять меры по прогнозированию потребности реального сектора экономики в кадрах минимум на 10–15 лет вперед и исходя из этого осуществлять их подготовку.
В-пятых, нам нужно принять безотлагательные меры по обеспечению занятости населения и сокращению уровня безработицы.
Возникает вопрос: каково реальное число безработных в нашей стране? Какой процент населения занят в неофициальном секторе? Сколько наших соотечественников уехали за рубеж в поисках работы?
Нам следует понять, что один безработный – это десять проблем. Если попытаться оценить потенциальный ущерб, наносимый семье, махалле, обществу, вы увидите, насколько острым является этот вопрос.
Весомая работа проделана в рамках принятых в нынешнем году программ "Каждая семья – предприниматель" и "Молодежь – наше будущее". Населению, особенно молодежи, предоставлены большие льготы в целях поддержки их инициатив, организации бизнеса. Мы будем оказывать им всестороннее содействие и в следующем году и возьмем под строгий контроль выполнение этих программ.
Не только экономические, но и многие социальные проблемы нам удастся решить, если мы будем развивать предпринимательскую деятельность, инициативность нашей молодежи, научим ее управлять финансовыми средствами.
В-шестых, нам предстоит усовершенствовать работу по строительству доступных домов по обновленным типовым проектам в сельской местности и многоквартирных домов в городах.
Из отдаленных регионов в Виртуальную приемную поступает множество обращений и жалоб о качестве этих домов. Учитывая запросы и пожелания граждан, недавно мы приняли программу, предусматривающую меры по расширению масштабов и улучшению качества строительства жилья для социально уязвимых слоев населения. Руководители ведомств, ответственные за исполнение данной программы, должны добросовестно отнестись к исполнению возложенных на них задач.
Уважаемые соотечественники!
За последние два года было принято 90 законов и свыше 2 тысяч указов и постановлений, направленных на реализацию конституционных прав и свобод, улучшение условий жизни наших граждан, решение накопившихся за многие годы проблем.
Надо сказать, что 20 процентов из более чем 13 тысяч задач, определенных в принятых актах законодательства, не было выполнено в установленные сроки. Это свидетельствует о том, что Кабинет Министров и руководители ряда органов государственного и хозяйственного управления, а также хокимиятов на местах безответственно относятся к данному вопросу.
Мы должны резко сократить количество ненужных собраний в центре и на местах, от которых люди уже устали, и больше заниматься практической работой для достижения конкретных результатов.
Исходя из целей и задач проводимых нами реформ, думаю, настало время коренным образом пересмотреть деятельность Кабинета Министров, чтобы превратить его в по-настоящему высший орган исполнительной власти.
Хочу отметить, что ни в одной стране глубокие социально-экономические реформы не осуществлялись легко и быстро.
Следует также открыто сказать, что реформы не по душе некоторым чиновникам, привыкшим думать и работать по-старому. Ведь изменения, обновления, видите ли, нарушают их покой и размеренное существование. Однако реформы являются требованием самой жизни, и их не остановить. Эту истину должны глубоко осознать руководители всех уровней.
Уважаемые участники собрания!
Известно, что организация контроля за исполнением законов входит в число конституционных полномочий Председателя Сената и Спикера Законодательной палаты. Но, к сожалению, мы не видим кардинальных изменений в деятельности парламента в данном направлении. В этом году государственным органам и должностным лицам Сенат направил лишь 2 парламентских запроса, а Законодательная палата - 3.
Мы считаем достижением, что на заседаниях парламента заслушиваются отчеты руководителей центральных органов и регионов. Но возникает вопрос: если на парламентских слушаниях отчитались руководители, то какие решения принял парламент и направил на исполнение по результатам слушаний? Приняты ли меры в отношении министров или хокимов, деятельность которых признана неудовлетворительной?
Где, наконец, четкая позиция народных представителей?
К примеру, кто из сенаторов или депутатов направлял запрос руководству Министерства финансов или Государственной налоговой службы, поинтересовался состоянием исполнения Концепции совершенствования налоговой политики?
Главный недостаток – Олий Мажлис так и не стал ареной дебатов по актуальным вопросам развития страны.
В связи с этим считаю целесообразным, чтобы палаты Олий Мажлиса, не ограничиваясь рассмотрением исполнения законов и заслушиванием отчетов руководителей, ввели в практику системное изучение состояния дел с непосредственным выездом на места и выработкой соответствующих предложений.
В свою очередь, и граждане должны ощущать свою сопричастность к происходящим реформам. Только так мы достигнем намеченных целей и выполним поставленные перед собой задачи.
В этом процессе чрезвычайно важна роль сильного и действенного общественного контроля. Поэтому мы решили в следующем году создать портал "Общественное мнение".
Все мы хорошо понимаем, что в осуществлении общественного контроля важную роль играют средства массовой информации.
Я постоянно наблюдаю за их деятельностью. К сожалению, в газетах, на телевидении и радио критические статьи и передачи о сути реформ, проблемах, связанных с исполнением принимаемых законов и решений, расследования по обращениям граждан — очень редкое явление.
А ведь средства массовой информации призваны стать настоящими защитниками интересов народа в процессе преобразований. Для этого они должны обладать решимостью и профессиональным мастерством, объективностью и способностью к глубокому анализу.
В целях повышения результативности проводимых коренных реформ нам необходимо реализовать следующие задачи.
Во-первых, парламентские запросы палат Олий Мажлиса и парламентские слушания должны превратиться в мощное средство, обеспечивающее исполнение законов и решений, эффективность реформ.
Во-вторых, было бы целесообразно, чтобы депутаты и сенаторы с выездом на места системно и глубоко изучали волнующие население проблемы и ставили соответствующие задачи перед правительством и хокимиятами, требовали их решения, а также принимали конкретные меры по совершенствованию законодательства.
В-третьих, думаю, настало время отказаться от практики принятия подзаконных актов и принимать законы пря