Комментарии к нормативно-правовым актам по дальнейшему совершенствованию системы управления дорожным хозяйством
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев 14 февраля 2017 г. вместе с указом "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления дорожным хозяйством" подписал постановление "Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам и Республиканского дорожного фонда при Кабинете Министров Республики Узбекистан" и постановление "О мерах по реализации Программы развития региональных автомобильных дорог на 2017- 2018 годы".
Важнейшей особенностью дорожной отрасли является ее высокая социальная и экономическая значимость, от эффективного функционирования этой системы зависят качество жизни всех слоев населения и развитие экономики в целом.
За годы независимости в республике проведена масштабная работа по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающей безопасные межгосударственные транспортные перевозки, а также разветвленное транспортное сообщение между административными центрами областей и районов.
Вместе с тем остается целый ряд нерешенных проблем, связанных с системой управления автомобильными дорогами общего пользования, повышением эффективности использования средств, направляемых на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог, а также с нынешним состоянием автомобильных дорог общего пользования.
Сложившиеся фактическое состояние и уровень развития сети автомобильных дорог в республике обуславливают выработку конкретных и эффективных мероприятий по всем направлениям дорожного хозяйства, принятие дополнительных мер по управлению автомобильными дорогами и качественному изменению состояния дорожной сети страны
в соответствии с потребностями экономики и населения.
Для формирования эффективной системы управления дорожным хозяйством на основе комплексного подхода при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений, совершенствования системы их финансирования, создания полноценной службы заказчика, способствующей повышению качества проектных и дорожно-строительных работ, принят Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления дорожным хозяйством". В нем предусматривается создание Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам на базе упраздняемой Государственно-акционерной компании по строительству и эксплуатации автомобильных дорог (ГАК "Узавтойул").
Основными задачами и направлениями деятельности Государственного комитета – как специально уполномоченного органа государственного управления автомобильными дорогами – определены:
проведение единой технической, инвестиционной и внешнеэкономической политики по развитию и совершенствованию сети автомобильных дорог;
разработка и реализация стратегии развития автомобильных дорог;
формирование международных транзитных коридоров автомобильных дорог;
обеспечение комплексного решения вопросов финансирования, проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог с учетом интересов их пользователей в условиях современных транспортных потоков, а также организации эффективной деятельности службы заказчика;
координация работ по обеспечению сохранности существующей сети межхозяйственных сельских автомобильных дорог, улиц городов, городских поселков, кишлаков и аулов с поддержанием их на высоком транспортно-эксплуатационном уровне;
организация научно-исследовательских работ, внедрение инновационных технологий и современных стандартов в сфере проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог;
контроль за соблюдением градостроительных норм и правил, государственных стандартов качества при проведении строительных и ремонтно-восстановительных работ на автомобильных дорогах, а также совершенствование работы служб лабораторного контроля качества;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих кадров, включая проведение учебных стажировок и семинаров за рубежом.
Указом также предусмотрено создание Государственной инспекции по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Основными задачами и направлениями деятельности Государственной инспекции являются:
осуществление контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами требований нормативных документов в области технического регулирования в сфере дорожного строительства, производства дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций;
участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию дорожных объектов, строительство которых завершено;
внесение предложений и участие в совершенствовании нормативной документации в области технического регулирования в сфере организации контроля за соблюдением градостроительного законодательства в части дорожного строительства;
проведение работ по стандартизации и сертификации дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций.
Указом предусмотрено подчинение Республиканского дорожного фонда при Министерстве финансов Кабинету Министров Республики Узбекистан и определено его основными задачами:
формирование ежегодных и квартальных балансов поступлений и расходования средств Республиканского дорожного фонда;
согласование в установленном порядке адресных списков строительства, реконструкции, ремонта и оснащения объектов дорожного хозяйства;
проведение регистрации смет расходов на эксплуатацию и содержание автомобильных дорог общего пользования;
финансирование мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту, оснащению и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования в соответствии с утвержденными расходами.
В целях дальнейшего развития разветвленной сети автомобильных дорог, отвечающих высоким международным требованиям, обеспечения широкой интеграции системы транспортных коммуникаций в международные транспортные коридоры, эффективного использования государственных финансовых ресурсов, направляемых на проектирование, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, а также совершенствования структуры и повышения эффективности деятельности дорожных предприятий принято постановление Президента Республики Узбекистан "Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам и Республиканского дорожного фонда при Кабинете Министров Республики Узбекистан". Постановлением предусматривается:
– создание при Государственном комитете Республики Узбекистан по автомобильным дорогам ГУП "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования";
– преобразование территориальных дорожно-эксплуатационных организаций ГАК "Узавтойул" в Республике Каракалпакстан и областях в территориальные главные управления Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам;
– создание инжиниринговых компаний "Служба заказчика региональных дорог" при территориальных главных управлениях Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам в Республике Каракалпакстан и областях;
– создание при территориальных главных управлениях Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам в Республике Каракалпакстан и областях специализированных предприятий по ремонту региональных автомобильных дорог.
Также в целях подготовки высококвалифицированных специалистов в состав Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам передаются Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог и профильные профессиональные колледжи.
В то же время существует целый ряд нерешенных проблем, связанных с нынешним состоянием межхозяйственных сельских автомобильных дорог, улиц городов, городских поселков, кишлаков и аулов, большая часть из которых не отвечает установленным требованиям качества и безопасности движения.
Возведение новых жилых массивов, расширение городов, существенное увеличение количества транспортных средств требуют принятия действенных мер по коренному улучшению состояния региональных автомобильных дорог.
Дорожные организации районов и городов не на должном уровне оснащены дорожно-ремонтной техникой, материально-сырьевыми ресурсами, ежегодно выделяемые средства недостаточны для обеспечения надлежащего содержания и качественного выполнения работ по ремонту межхозяйственных сельских автомобильных дорог, улиц городов, городских поселков, кишлаков и аулов.
В этой связи в целях дальнейшего совершенствования дорожно-транспортной инфраструктуры, создания комфортных условий для населения, особенно в сельской местности, путем приведения в надлежащее состояние дорожного покрытия региональных автомобильных дорог и повышения их эксплуатационных характеристик, а также перспективного развития экономики и территорий республики принято постановление Президента Республики Узбекистан "О мерах по реализации Программы развития региональных автомобильных дорог на 2017- 2018 годы".
Программой предусмотрены:
- капитальный и текущий ремонт 5454 километров межхозяйственных сельских автомобильных дорог, улиц городов, городских поселков, кишлаков и аулов на 2017-2018 годы, в том числе в 2017 году - 2700 километров, 2018 году - 2754 километров;
- оснащение 330 единицами дорожной техники специализированных организаций по ремонту региональных дорог для выполнения работ по текущему ремонту межхозяйственных сельских автомобильных дорог, улиц городов, городских поселков, кишлаков и аулов;
- поэтапное проведение инвентаризации существующих межхозяйственных сельских автомобильных дорог, улиц городов, городских поселков, кишлаков и аулов республики и их паспортизация, по результатам которой будет создана электронная база данных.
Вместе с тем в Республике Каракалпакстан предусмотрено отремонтировать 295 километров, в Андижанской области – 324 километра, Бухарской – 439 километров, Джизакской – 222 километра, Кашкадарьинской – 679 километров, Навоийской – 216 километров, Наманганской – 309 километров, Самаркандской – 479 километров, Сурхандарьинской – 535 километров, Сырдарьинской – 267 километров, Ташкентской – 516 километров, Ферганской – 520 километров, в Хорезмской области – 321 километр и в городе Ташкенте – 332 километра дорог и улиц.
Реализация вышеперечисленных решений позволит:
во-первых, усовершенствовать систему управления дорожным хозяйством, дальнейшего развития современной сети автомобильных дорог общего пользования;
во-вторых, повысить эффективность использования средств, направляемых на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования;
в-третьих, создать полноценную службу заказчика, способствующую повышению качества проектных и дорожно-строительных работ;
в-четвертых, осуществлять контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами требований нормативных документов в области технического регулирования в сфере дорожного строительства, производства дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций;
в-пятых, обеспечить своевременное финансирование мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту, оснащению и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования в соответствии с утвержденными расходами;
в-шестых, сформировать новую структуру для осуществления работ по реконструкции и ремонту автомобильных дорог, особенно в сельской местности, создать благоприятные социально-бытовые условия проживания, улучшить качество жизни населения;
в-седьмых, обеспечить повышение качества образования и подготовки профессиональных кадров в целом для отрасли на базе Ташкентского института по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог и профильных профессиональных колледжей, в том числе путем системной организации практических занятий непосредственно на производственных предприятиях, в лабораториях и научно-проектных учреждениях;
в-восьмых, укрепить материально-техническую базу эксплуатирующих организаций с привлечением соответствующего персонала и специалистов по содержанию региональных автомобильных дорог;
в-девятых, паспортизировать автомобильные дороги и создать электронную базу данных с отражением их текущего состояния.
Одним словом, реализация вышеуказанных задач послужит дальнейшему развитию экономики, благоустройству наших городов и сел, повышению уровня и качества жизни населения.