Хозирда мазкур сайтнинг янги версияси яратилмокда

Logo

Порядок лицензирования и выдачи разрешений будет кардинально усовершенствован

5550 17 февр., 2020 Распечатать Скачать (PDF 109 Kb)


Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 17 февраля провел совещание, посвященное приоритетным задачам коренного совершенствования порядка лицензирования и выдачи разрешений в сфере предпринимательства.

В недавнем Послании Олий Мажлису глава государства поставил конкретные задачи по полному пересмотру и улучшению процедуры лицензирования предпринимательской деятельности.

Время требует сокращения видов лицензий и разрешений на основе передового зарубежного опыта, упрощения порядка их выдачи, а также разработки прозрачных механизмов мониторинга выполнения соответствующих предписаний.

С этой целью образована специальная рабочая группа в составе Министерства юстиции, Торгово-промышленной палаты и Бизнес-омбудсмана.

На совещании Президент Шавкат Мирзиёев определил основные направления деятельности данной рабочей группы.

Указано на необходимость исключения из лицензируемых видов деятельности прежде всего тех, которые не представляют вреда здоровью человека и не наносят ущерб обществу.

К примеру, деятельность по обучению в учебных центрах не представляет опасности жизни и здоровью, но все же в настоящее время подлежит лицензированию.

Вместе с тем некоторые условия лицензирования ограничивают конкуренцию в соответствующих сферах.

В частности, распространением информации о кредитной истории занимается единственное кредитное бюро, и установленные сегодня требования практически исключают выход на этот рынок новых участников. Так, для открытия кредитного бюро требуется получение согласия минимум 10 коммерческих банков. Из 30 существующих банков 26 являются учредителями того самого единственного кредитного бюро. Даже если оставшиеся 4 банка согласятся на создание нового бюро, инициатор не сможет получить лицензию.

На совещании отмечена необходимость широкого внедрения альтернативных методов регулирования предпринимательской деятельности.

Зарубежной практике известны такие альтернативы лицензированию, как уведомительный порядок, страхование ответственности, саморегулирование, техническое регулирование. К примеру, для перевода жилого помещения в нежилое в нашей стране предприниматель должен получить отдельное разрешение. При этом достаточно лишь уведомить об этом государственные ведомства.

Точно так же можно внедрить страхование ответственности или саморегулирование для субъектов риэлторской, аудиторской деятельности, судебного управления и других видов занятия.

В связи с этим перед министерствами юстиции, по чрезвычайным ситуациям и Агентством по управлению государственными активами поставлена задача в двухмесячный срок внедрить альтернативные методы регулирования предпринимательской деятельности.

Глава государства отметил также необходимость пересмотра порядка и сроков выдачи лицензий и разрешений.

Министерству юстиции поручено в месячный срок изучить сроки выдачи лицензий и разрешений, размеры пошлин, конкретно определить условия.

Кроме того, имеются отдельные случаи, когда предприниматель долгое время собирает документы для получения лицензии, но в итоге по незначительным причинам получает отказ в рассмотрении заявления.

На совещании Шавкат Мирзиёев отметил необходимость полного внедрения современных технологий в процессы лицензирования.

Все еще в бумажном виде выдаются 79 процентов лицензий и 80 процентов документов разрешительного характера. В 2014 году был запущен комплекс информационных систем "Лицензия", но в настоящее время данный портал не функционирует на должном уровне. В прошлом году свыше 4 тысяч лицензий были выданы без соблюдения принципа "одно окно".

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерству юстиции поручено ввести в строй до 1 августа текущего года полностью автоматизированную единую электронную систему, включающую все процессы, связанные с лицензированием.

Глава государства указал также на необходимость внедрения новой прозрачной системы постлицензионного мониторинга.

К примеру, органы пожарного надзора должны контролировать деятельность субъектов, занимающихся установкой противопожарных средств, однако на практике такой системы не существует.

Подчеркнута важность налаживания системы автоматизированного риск-анализа и дистанционного контроля по всем видам деятельности, подлежащим лицензированию.

Требуется внедрить систему общественного контроля для предупреждения коррупции и различных злоупотреблений в сфере, отметил Президент.

Ответственные лица отчитались о проводимой в указанных направлениях работе, а также представили информацию в разрезе отраслей о видах лицензий и разрешений, которые целесообразно отменить.

УзА

Интерактивные услуги

Единый портал интерактивных государственных услуг